Вторник, 24 Октябрь 2017, 06:55
Наша система
Опросник
Какую литературу вы читаете
Всего ответов: 96
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Целый век на службе людям

 

Задолго до Первой мировой войны, на Южном Урале велись изыскательные работы по строительству железной дороги, которая теперь связывает Оренбург с Орском. В нашу местность стали прибывать рабочие и крестьяне из Тамбовской, Пензенской, Костромской и других губерний. Начались земляные работы. Условия оказались не в меру тяжелыми. Вся работа выполнялась вручную, а из механизации: лом, тачка и лопата.

Еще труднее было пробивать туннель. Скальную породу разбивали металлическими клиньями и кувалдой, чтоб сделать скважину для взрывчатки. После взрыва вывозили щебень на тачках и вновь шли в ход клинья. Строительство туннеля начали 28 января 1913 года, а 1 января 1915 года туннель вошел в строй. По инженерным замыслам он схож с Армавирским и Туапсинским туннелями.

За время эксплуатации туннеля в нем происходили разные события. В период гражданской войны охрану туннеля разоружали красноармейцы. Во время Великой Отечественной войны 7-го апреля 1943 года произошло большое крушение в туннеле за станцией Медногорск с наливным поездом. Паровоз и несколько цистерн прошли, остальные сошли с рельс и загромоздили туннель, горючее потекло по земле. Два восстановительных поезда работали над устранением аварии: один из Кувандыка, другой - из Орска. Сложность состояла в том, что здесь было трудно применять технику. Вытащат цистерну – надо ее сбросить под откос, чтобы быстрее освободить туннель, но глубокая, длинная выемка не позволяла. Вот и приходилось одним перетягивать на станцию Медногорск, другим на станцию Рысаево. За сутки кропотливого труда движение поездов было восстановлено.

В 2015 году старейшему подземному сооружению на территории города Медногорска исполняется 100 лет - юбилей. Зная об этом, медногорские библиотекари в течение двух лет вели поисковую работу по истории строительства туннеля. Переписка с архивами Оренбургской и Челябинской областей принесла положительный результат. В ноябре пришел ответ из Государственного архива Оренбургской области, что в фондах архива найден документ 1913 года: «Договор на производство работ по устройству тоннеля линии Оренбург-Орск Троицкой железной дороги». Документ на тридцати страницах, который открывает нам много новых фамилий и имен. Оказывается, строился туннель по проекту и под началом инженеров путей сообщения Эрнеста Фернандовича Рыдзевского и Сергея Львовича Колесникова. По поводу Рыдзевского Э.Ф., читаем в книге Боханова А.Н. «Деловая элита России» изданной в 1914 г: «…инженер путей сообщения. Член правлений: Общества Коломенского машиностроительного завода. Общества С-Петербургских торговых помещений и рынков». Об инженере Колесникове Сергее Львовиче, пока ничего не найдено. Достоверность подписей на договоре заверял Председатель Правления Общества Троицкой железной дороги Ф. А. Липский. За страницами договора, за сложными техническими заданиями на строительство туннеля, за громкими именами инженеров путейцев робко проглядываются имена строителей: жителей окрестных сел и военнопленных Первой мировой войны. Мы не знаем, сколько их было, но через призму времени ощущаем их тяжёлую работу.  

Несомненно, юбилей первого и единственного туннеля заслуживает особого внимания, именно потому, что он является гордостью Медногорска и Оренбуржья. Сто лет, целый век на службе людям.

Верескун Светлана

 

Юбиляр по-прежнему в строю, несмотря на солидный возраст. Но поезда сегодня следуют уже по новому туннелю - двухпутейному. Его строительство было закончено в 1993 году.  

разъезд снова стал № 10, с 1938 года - «разъезд  Медный», и в 1939 году поселки разъезда преобразованы в город Медногорск. Пусть об этом человеке узнают и потомки тех, кто строил наш город и комбинат.

 

О Медногорске
Наши контакты
cbsmednogorsk@rambler.ru

cpi-mednogorsk@mail.ru
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Праздники России
Праздники России